Heavy Metal

Хэви-метал – музыкальное направление, характеризующееся использованием перегруженных гитар и мощной ритм секции (бас-гитара и барабаны). С английского переводится (кто бы мог подумать) как «тяжелый металл». В настоящее время образцом «тяжести» не является, ибо есть и более жесткие направления (death-metal, black-metal и масса других). Однако, в момент возникновения, это было что-то с чем-то: абсолютно авангардное и бескомпромиссное рубилово.

Сейчас термином хэви-метал обозначают «классический» метал в той форме, в которой он был сформирован в 1970-х годах. Нередко так называют весь металл как таковой - со всеми его жанрами и ответвлениями, очевидно, по принципу родоначальника. Между тем, ряд современных металлических направлений существенно отличаются от каноничного хэви-метала как по звучанию, так и по идеологии.

Сам термин имеет неоднозначное происхождение. Во время Второй Мировой Войны американские вояки определяли как Heavy Metal артиллерийский залп, что символично. В приложении к культурной сфере термин появляется в романе «Naked Lunch» У. Берроуза, где им обозначается резкая психоделическая музыка. Наконец, в 1968 г. коллектив Steppenwolf в культовой композиции Born to be wild упоминали «…Heavy Metal thunder…» Песня, кстати, считается, чуть ли не первым творением жанра.

Долгое время стиль так и не имел конкретного определения, называясь то Steel (сталь), то как-то еще.

Проникновение словосочетания «Heavy Metal» в среду музыкальных критиков (Лэстер Бэнгз) расставило точки над «ё», и жанр окончательно получил свое нынешнее имя.

Музыкальная составляющая является логическим, с точки зрения ужесточения саунда, развитием идей рок-н-ролла и блюз рока. За основу принято звучание групп 60-хх, типа Cream, The Who, Kinks. Немало повлияли на звучание нового стиля Джефф Бек и Джимми Хендрикс, открывшие новые возможности электрогитары, а так же добавившие скорости и агрессии в блюз и рок-н-ролл.

Таким образом, в музыке выделился утяжеленный и мрачный блюзовый поджанр, получивший название хард-рок. Дальнейшее ускорение ритма и увеличение насыщенности гитарного саунда, собственно, и привело к возникновению хэви-метала.

У истоков стояли такие коллективы:
Британия: Deep Purple, Black Sabbath, Rainbow, Nazareth, Thin Lizzy, Queen и Led Zeppelin;
США: Aerosmith, Kiss, Van Halen;
Германия: Scorpions;
Австралия: AC/DC.

Каноничными образцами считаются первый альбом Black Sabbath и «Machine Head» от deep Purple. Такие элементы, которые сегодня воспринимаются как неотъемлемые, а именно: грим, театрализованность, яркие концертные шоу, непомерный пафос и замогильную тематику, привнесли в металл Alice Cooper и группа Kiss. Именно в эти благословенные времена, и именно благодаря этим замечательным коллективам, метал окончательно отделился от хард-рока, и стал самостоятельным жанром.

Развитие стиля несколько притормозила возникшая в конце 70-хх волна панка. Многие коллективы объединяли элементы хэви-метала и скоростного панка в единую смесь, что получило название Новой Волны Британского Хэви-Метала, или NWoBHM. Термин введен музыкальным критиком Джеффом Бартоном. Заметим, что NWoBHM не то чтобы отдельный стиль, скорее это определение исторического культурного течения и важного этапа в развитии тяжелой музыки.

Период NWoBHM традиционно ограничивают 1978-1982 годами. Основными лозунгами течения были: еще громче, еще быстрее и брутальнее!

Флагманом данного направления выступили небезызвестные Judas Priest, хотя группа выпустила первый альбом в 1974 году, и ее саму на этом основании к Новой Волне не причисляют. Опираясь на работы Deep Purple и Rainbow, Judas Priest «добавили жару», существенно усилив металлизацию музыки за счет:
ужесточения звучания;
введения пары: ритм и соло гитар;
упрощения структуры композиций;
и увеличения скорости.

Кроме того, именно Judas Priest ввели в обиход «классическую» атрибутику металлиста: черные кожаные брюки, шипованные аксессуары, клепаные ремни и косухи, цепи.

Следом за ними подтянулась и собственно Волна: Iron Maiden, Def Leppard, Saxon, Savage и невероятное количество иных коллективов. Относительно причастности к Новой Волне трех известных групп того времени - Motorhead, Girlschool и Venom – нет однозначного мнения.

Металлический вирус мгновенно разлетелся по миру, поразив даже Японию и Индию.

В Германии отметился коллектив Accept, в США – Manowar, во Франции - Trust. Однако, во Франции металл по какой-то причине не получил широкого распространения.

Отличительными чертами жанра являются:
1. Склонность к быстрым темпам, нехарактерным для музыки того времени;
2. Жесткий ритм, лишенный свинга;
3. Жесткое, «тяжелое» звучание, сдобренное необъятным пафосом (последнее, впоследствии привело к симфонизму в металле, a-la Therion);
4. Полифоническая фактура;
5. Своеобразная вокальная манера. В основном котируется сочные тенора, но применение находится и высокочастотному фальцету;
6. И, конечно, термоядерные гитарные соло.

Инструментарий типичного хэви-метал коллектива составляют электрогитары (в том числе – бас) и ударные. Различные примочки в виде синтезаторного звука и т.д. считаются не каноничными.

В музыкальном плане, метал тяготеет более к западноевропейской тональности, нежели к блюзовым схемам, имеющим африканские корни. Часто хэви-метал включает в себя элементы музыки барокко и различные народные напевы.

Тематика песен соответствовала уровню музыкального пафоса: тотальная мужественность в виде культа силы и героизма, агрессивность, фэнтезийные и хоррор элементы, плюс ко всему, традиционная для рок-н-ролла, любовная тема.

В плане имиджа хэви-метал отличается подчеркнутой грубостью и, опять-таки, акценте на мужественности (что не мешало наяривать бодрый металл различным женщинам, типа Doro Pesch). Упор на первобытную агрессию и энергетику нашел отражение в стиле причесок, одежде и манере поведения.

Нельзя обойти вниманием и специфическое оформление обложек альбомов металлических команд и вообще визуально-графическую сторону этого жанра. Совмещение хоррора (кладбищенской тематики) и черного юмора, обнаженные женщины, технократия, резкие, необычные шрифты написания названий групп – отличительные черты графического сопровождения хэви-метала.

Первым альбомом NWoBHM критики считают дебют коллектива Saxon 1979 года, который был поддержан коллегами по цеху Samson альбомом «Survivors». После чего на горизонте нарисовались Iron Maiden с жестким скоростным хард-роком. Данный коллектив всегда ставил на первое место мелодику песен, будь то вокальная линия или обширные сольные партии. В музыке отчетливо заметны элементы этнической музыки и европейской классики (к слову, некоторые считают Рихарда Вагнера первым металлистом). Iron Maiden сильно усложнили структуру композиций, путем смены темпов и мелодий, изменения тематики. Характерные для классики, движения композиций к мощной кульминации, стали, впоследствии, стандартами хэви-метала.

Группы Новой Волны появлялись во всех районах Англии. Направление имело немалую поддержку со стороны специализированной прессы и публики. Коллективы выступали в клубах, проводили фестивали. При записи альбомов нередко использовался принцип DIY (Do It Yourself – сделай сам), то есть запись выполнялась на собственные средства, на своем оборудовании и т.д.

NWoBHM можно разбить на мягкое и жесткое направления.

Скажем, игравшие тяжело и сурово Diamond Head заложили основы трэша.
Творчество коллектива Venom лежит в основе жанра black-metal.
Группа Witchfynde сформировала зачатки готик-метала.

На другом полюсе лежит более легкий звук, характерный, например для Def Leppard. Играемая ими музыка не имела таких сложных ритмов и мелодий, и представляла собой, по сути, ускоренный и утяжеленный рок-н-ролл с немалым влиянием популярных баллад. Основными фишками были плавность саунда, мелодичность, выверенные гитарные партии, поставленный вокал и некоторая «гламурность» в звучании. Соответственно тематика песен не несла столько агрессии и не тяготела к кладбищенской составляющей. Идейно эта музыка основывалась на канонах рок-н-ролла: любовь, хулиганство, веселье.

Ко всему этому прилагался соответствующий внешний вид: шелковые рубашки, уложенные волосы, макияж (!). Творчество Def Leppard образца 82-83 годов называли не иначе, как «новым романтизмом».

Отсюда и пошел глэм-метал.
Кстати, Def Leppard, добившись коммерческого успеха, потеряла фанатов в стане приверженцев «истинного хэви-метала» и была исключена из NWoBHM и записана в тот самый глэм.

Под впечатлением от Новой Волны стали утяжеляться некоторые хард-роковые команды Nazareth, что привело к формированию жанра хард-н-хэви. Наиболее заметны в нем стали Dio, Scorpions и сольные работы Ozzy Osbourne.

И первая волна 70-х годов, и NWoBHM оказали огромное влияние на дальнейшее развитие металла и его разновидностей. При этом, несмотря на рост популярности новых жанров и течений, классический метал продолжает оставаться на плаву по ей день, пережив нашествие глэм-метала, дэта, блэка, альтернативщины, готик-метала, гранжа и ню-метала.

Старожилы металлической сцены: Saxon, Manowar, Def Leppard, Ozzy Osbourne, Udo, Iron Maiden и Judas Priest и сейчас выпускаю миллионные тиражи своих альбомов, и с легкостью собирают стотысячные стадионы на концертах.

По-прежнему, хэви-метал, остается одним из ярчайших феноменов современной музыки.