Как влияют на звучание электрогитары датчики и древесина?

О том, каким образом порода дерева влияет на характер звука электрогитары ходят многочисленные легенды, которые с каждым годом обрастают все большим количеством предубеждений и стереотипов. На самом деле ответ на этот вопрос является индивидуальным для большинства музыкантов – одни считают, что звучание определяется типом датчика, другие кивают на древесину. Поскольку ваш покорный слуга принимает активное участие в процессе тестирования электрогитар, изготавливаемых Геннадием Йотаутасом, непосредственно перед их передачей заказчику мною было принято решение записать пару звуковых примеров и выложить сделанные наблюдения.

Вначале хотелось бы остановиться на некоторых особенностях использования электромагнитных датчиков. Если речь идет непосредственно о ровных характеристиках частоты, то оптимальным вариантом будет считаться прибор с одним витком. Однако его КПД будет настолько незначительным, что использование не будет представляться возможным. Широкое распространение имеют так называемые «хамбакеры» - в них на 1 секцию приходится порядка 4000 - 6000 витков или же 6000 - 8000 витков в «синглах» с использованием «алнико» магнитов. При этом уровень частотной характеристики крайне далек от линейной, причиной чему служит большое число витков. Появление так называемых «горбов в частотных характеристиках, а также их расположение и размер в рамках частотного диапазона зависит от ряда факторов:

  • сколько имеется витков;
  • какой тип у магнитопровода;
  • масса материала изготовления и магнита.

С ростом популярности электрогитар датчики постепенно вошли в роль устройств, формирующих определенный тембр. Примечательно, что для гитар различных типов требуется использование датчиков с различным уровнем характеристик. "Stratocaster" против "Les Paul"

Время шло, и с годами стал вырисовываться некий стандартный, классический вариант, а также ряд обязательных требований к электрогитарам. В качестве примера можно взять обыкновенный "Stratocaster", звучащий несколько иначе, нежели «Les Paul». Отличия объясняются более ярким звуком тембра звукоснимателя на датчике "Stratocaster". Звучание же «Les Paul» определяет мензура более короткого по сравнению с "Stratocaster" типа. Таким образом, использование струн с одинаковой толщиной на инструменте с укороченной мензурой будет обеспечивать более длительному звучанию нот, поскольку меньшее натяжение приводит к более долгим колебаниям.

У "Les Paul" более плотный тембр, который обеспечивается за счет вклеенного грифа и выполненного из махагони корпуса. «Бридж» датчика LP располагается ближе к подставке, в сравнении с инструментами у которых мензура стандартного типа, близкое расстояние между подставкой и датчиком дает больший объем «верхней середины» в процессе звучания.

Конструкция датчика "Les Paul" имеет такие особенности не случайно, поскольку с учетом величины мензуры стандартное расположение устройства давало бы слишком «гнусавый» звук. На выходе мы имеем достаточно существенную разницу между звучанием звукоснимателей типа «бридж» и «нек».

Преимущества и недостатки датчиков различных типов

У датчиков пассивного типа количество витков значительно больше, за счет чего обеспечивается получение более сильного сигнала, с целью его передачи по проводам без значительных потерь, именно поэтому звук инструмента окрашивается значительно сильнее. Провод, с помощью которого гитара подключается к усилителю, способствует подавлению высоких частот, идущих с пассивного датчика, поскольку в этот момент между экраном и сигнализирующей жилой образовывается «паразитная емкость», которая тем больше, чем шнур будет длиннее. Разница начинает быть заметной в случае со шнурами 1 и 10 метровой длины.

У активных датчиков подобные недостатки отсутствуют (примером может послужить фирма EMG). Количество витков в таких устройствах меньше в несколько раз, сигнал подается более слабый, при этом характеристика частоты имеет лучший уровень линейности, не содержит «горбов» в отличие от пассивного датчика. Для компенсации низкого уровня сигнала на выходе применяется небольшой усилитель предварительного типа, который встраивается в датчик. Микросхемы этого дополнительного прибора создают не нужный шум, что является одним из недостатков. Однако посторонние шумы носят настолько незначительный характер, что заметит их далеко не каждый музыкант, даже в случае использования "EMG 81" или "HI-GAIN Distortion" шум будет превышать такой же звук от работы "EMG 85" не очень значительно. Вместе с этим уровень фона при использовании активного датчика значительно ниже, чем у пассивных устройств. Многие музыканты не балуют своим вниманием активные датчики, причиной чему являются специфические частотные характеристики, вызывающие гамму ощущений, кардинально отличающихся от игры с применением пассивного устройства. У актива звук читается значительно лучше, и является гораздо более «стерильным». Использование таких устройств рекомендуется при необходимости добиваться высокого уровня читаемости или в том случае если при гитарной обработке возникает эффект «запирания», случающийся на низких частотах.

На многих гитарных форумах сегодня присутствует своеобразный тренд критики активных датчиков, считается что звук, извлекаемый с их помощью менее динамичен, хотя на практике дело обстоит несколько иначе. Чтобы убедиться в этом откройте файлы со звучанием датчиков пассивного и активного типа, которые прилагаются к данной статье, в любом из аудио-редакторов и обратите внимание на разломы волн в периоды атаки. Самый резонансный «пассивный горб» буде находится в диапазоне 80-200гц, по этой причине появляется ощущение субъективного характера о более громком и густом звучании струн с обмоткой, в сравнении с устройством активного типа. Вероятно, именно данный факт является главной причиной обвинений в ослабленных атаках, при том, что на самом деле выбор между «пассивом» и «активом» скорее дело вкусов, спорить о которых занятие совершенно бессмысленное.

Древесные породы

Утверждение, касающееся того, что все инструменты, в частности гитары, сделанные из одной древесной породы, будут иметь одинаковое звучание в корне ошибочно. Общее у них буде только одно – определение звуковой тенденции. Если всмотреться, то даже структура волокон в кусках одной распиленной заготовки будет различной, не говоря уже о весе, плотности и других показателях. Невзирая на внешнее сходство на уровне 100% повторяемости добиться, не получиться, даже при большом желании. Звуковая окраска подвержена изменениям и при сборке конвейерного типа из одной древесной породы и происходит это от гитары к гитаре. Данный факт и является причиной достаточно большого количества всевозможных слухов и противоречий, однако эта особенность только подогревает интерес к струнному инструменту. Главное – проведение сушки в естественных условиях – ускорение этого процесса вредит волокнам древесины.

Не менее важную роль играет и лаковое покрытие. При толстом слое и жесткой структуре лака может пропасть эффект открытости на низких частотах. Такой параметр как «Сустейн», отвечающий за длительность звука напрямую зависит от того, из какого материала изготовлен корпус, как выдержана древесина, какой тип крепления выбран для грифа гитары, насколько длинна мензура, какие особенности имеет конструкция подставки, какие материалы использовались при изготовлении элемента, и какой тип покрытия был выбран. Энергия колебания струны относительно корпуса передается именно в момент контакта с деревянной основой. Струнная энергия не должна растворяться в корпусе, ей необходимо вновь возвратиться сработать в качестве единого целого со струнами.

Выбор инструмента и оборудования к нему для каждого музыканта строго индивидуален. Добиться идеального звучания именно в каждом индивидуальном случае поможет приобретение качественного товара и консультация профессионального продавца, разбирающегося в музыке. Если обратиться за помощью не к кому придется самому тщательнее изучать вопрос и поднимать уровень своей квалификации, что в принципе не так уж плохо.