Эрик Монгрейн (Erik Mongrain) — канадский композитор и гитарист, известный за использование в своей игре уникального стиля двуручного тэппинга

Тэппинг это музыкальный термин, означающий с английского постукивание (tapping). В процессе игры на гитаре с помощью подобной техники звук извлекается посредством легких ударов о струны правой рукой. Англичане говорят так: pull-off/hammer-on. По характеру исполнения тэппинг чем-то напоминает легато, однако применяется в несколько расширенной манере. Постукивания в области грифа выполняются исключительно правой рукой в комбинации с привычными штрихованными нотами. Исполнитель, демонстрирующий тэппинг, обычно использует две руки, совершая постукивания в виде пулл-оффов и хаммер-онов. Данная техника взята на вооружение достаточно большим количеством гитаристов, виртуозно владеющих инструментом (Эдди Ван Хален, Стенли Джордан), а также рядом других музыкантов, использующих стик Чепмена.

Техника может выполняться как одной, так и двумя руками. Во время тэппинга рука слегка постукивает о струны на грифе, извлекая из инструмента легато ноты. В процессе исполнения стягивания (pull-off), чередуются с молотящими ударами (hammer-on) при этом пальцы левой руки двигаются синхронно, вместе с правой рукой, отвечающей за постукивания. К примеру гитарист-правша может стукнуть по направлению вниз на 12 ладу, используя при этом средний палец. А в это время большой и указательный придерживают медиатор. Сразу же после этого следует снимающее движение мизинца левой рукой в области восьмого лада и в завершении – снимающее движение на 5-м ладу при помощи указательного пальца. Благодаря этому приему три ноты – ми, до, ля можно сыграть в очень быстрой последовательности, при которой движение гитариста будет достаточно легким. Этот способ достаточно часто практикуют исполнители на электрогитарах, однако при желании движения можно повторить практически на любом струнном инструменте.

Существует инструмент, специально созданный для применения тэппинга, он называется Стик Чепмена. В основу принципа его использования легло свободное постукивание 2-х рук. Инструмент изобрел некто Эмметт Чепмен еще в 1969 году. Существует и ряд других подобных изобретений имеющих аналогичное целевое назначение (Megatar, Box Guitar, Box Guitar, Mobius, Hamatar). Немногим более десятилетия ранее в 1958 году Дэйв Банкер спроектировал уникальное приспособление с подлокотником, предназначенное для двунекового тэппинга, позволяющее удерживать правую руку в привычной для гитариста позиции. Другие инструменты, известные под названиями Warr Guitars и NS / Stick также частично предназначаются для тэппинга. Все вышеперечисленные версии используются с более низким натяжением струн, что значительно увеличивает их чувствительность к легким нажатиям.

Существует одноручный тэппинг, который выполняется лишь правой рукой, движения которой сочетаются с обыкновенной перестановкой пальцев. Данная техника значительно упрощает построение интервалов нот, сыграть которые одной рукой не представляется возможным. Подобный метод особенно часто применяется для создания особого эффекта при шред-соло. Если речь идет об электрогитаре, звуковой фон в такой ситуации будет перегружен, при этом прием вполне можно выполнить и акустически, посредством передачи, играющей роль поддержки.

Техника двуручного тэппинга незаменима при исполнении контрапунктовой или полифионической музыки чаще с применением 8-ми, реже 9-ти пальцев. К примеру, правая рука будет отвечать за высокочастотные звуки, в то время как левая аккомпанирует ей. Благодаря данному способу становится возможным воспроизведение музыки написанной специально для клавишных инструментов, к примеру, симфонии Баха.